Меню

7. Нарушения законодательства

В случаях несоблюдения правил обязательной маркировки компании (участники оборота) несут как административную, так и уголовную ответственность. Начнем с административной.

КоАП РФ Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации

1. Производство организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, за исключением продукции, указанной в части 3 настоящей статьи,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

2. Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

3. Производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

4. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Но административным наказанием все не заканчивается. Есть и более суровые последствия.

УК РФ Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере,

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору,

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

  • организованной группой;
  • в особо крупном размере,

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере,

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • в особо крупном размере,

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере,

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:

  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • в особо крупном размере,

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания

1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным - один миллион пятьсот тысяч рублей.

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Кто осуществляет проверку участников цепи

ФНС (налоговая служба) не интересуется, по сути, конкретными кодами идентификации на товаре. Им важна собираемость налогов, и как следствие, они будут отслеживать наличие кода маркировки как такового (для товаров, подлежащих обязательной маркировке), через передачу информации в кассовом чеке. То есть, теоретически недобросовестный продавец может продавать товар с левым кодом маркировки, внося его в чек и для налоговой будет главное увидеть, что код есть, есть цена продажи, соответственно, можно рассчитать налоговую базу. Однако, по факту, такие финты могут отследить другие (см. дальше).

ЦРПТ (Оператор маркировки) не имеет полномочий для наказания участника оборота, однако, имеет полную информацию о движении товара по всем цепочкам продаж и через каждую конкретную компанию. Соответственно, если и движений нет, то это тоже информация. Все данные вносятся в соответствующие реестры, которые доступны для контролирующих органов. В нужный момент можно будет сделать запрос по конкретному ИНН и получить весь спектр материалов, о том, как товар заходил, как выводился из оборота и какие нарушения были зафиксированы (автоматически).

Роспотребнадзор - тот самый орган, который имеет право проверять наличие кодов маркировки в торговых точках и обязательно будет это делать. В полномочия этого органа входит выявление несоответствий участника оборота требованиям законодательства и составление актов, выявленных нарушений. Наказание согласно этому акту будет выноситься в судебном порядке. Дополнительно к акту Роспотребнадзора может быть запрошена информация со стороны ЦРПТ.

ФТС (таможенная служба) - обеспокоена только корректностью ввоза импортируемого товара и отслеживает правильность заполнения таможенной декларации. Понятно, что с момента начала периода обязательной маркировки ФТС будет особое внимание уделять наличию кодов маркировки, агрегированным таможенным кодам маркировки и пр. Некорректное заполнение ТД может привезти к отказу выпуска товара в обращение на территорию РФ и, как следствие, увеличение затрат (время на перезаполнение документов, подачу, хранение товара и пр.).

Конечный потребитель - должно быть самый неприятный) и непредсказуемый "проверяющий орган". Оператор маркировки вооружил его приложением в мобильном телефоне, которым он может отсканировать код маркировки на продаваемых магазином товарах и в случае выявления каких-либо непонятных потребителю моментов, он может нажать кнопку и отправить жалобу в ЦРПТ. О чем магазин даже не сразу узнает, но каждое такое уведомление будет фиксироваться в реестрах Оператора маркировки.

Операторы фискальных данных (ОФД) и электронного документооборота (ЭДО) не имеют полномочий для наказания магазинов. Их задача - передать данные по чеку или УПД дальше по цепочке (ЦРПТ, ФНС), выполняя по сути только транспортную функцию. Но, например, в рамках УПД Оператор ЭДО может автоматически проверять наличие кода маркировки, при этом это будет просто проверка на наличие данных в нужном поле, а не перепроверка кода маркировки исходя из конкретного товара.

Минпромторг также не имеет полномочий для наказания и в обязанности ведомства входит скорее обеспечение выполнения требований Правительства по внедрению маркировки, то есть согласование регламента бизнес-процессов между различными ведомствами и коммерческими компаниями. В сентябре 2020 Минпромторг заявил об открытии штабов в разных регионах России, но цель этих структур - донесение информации о маркировке и требованиях законодательства до всех компаний, принимающих участие в обороте товаров, подлежащих маркировке.

Росздравнадзор - осуществляет надзор за медицинскими организациями и ИП, осуществляющими медицинскую деятельность, за выполнением требований к безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий, за соответствием лекарственных средств, находящимся в обороте. Выдает разрешения и лицензии на ввоз и вывоз наркотических средств. Данная федеральная служба мониторит ассортимент и цены. В целом, проводит проверку деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения.

Россельхознадзор - следит за применением пестицидов и агрохимикатов, селекцией, безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и добавок. Сотрудники ведомства имеют право посещать предприятия, складские помещения, закрытые территории, суда. Также они имеют право составлять протоколы, направлять в судебные органы материалы о привлечении и пр.

Вишенкой на торте является "скромный" пункт в конце Постановлений, в котором говорится о том, что не допускается вносить изменения в ранее поданные сведения в ГИС в момент проведения проверок. Из чего можно сделать два вывода:

  • первый - раньше недобросовестные предприниматели закрывались в офисах железными дверьми, и в момент прихода проверки успевали уничтожить любые документы, которые могли бы сыграть против компании. Теперь же вся информация выносится "в облако" и хранится там. Возможность скорректировать данные может и не представиться, а если и случится, то в любом случае эти изменения будут зафиксированы в реестрах.
  • второе - ещё более любопытное. По сути, этот пункт скорее рассчитан на будущие возможности контрольно-надзорных органов, которые будут иметь возможность выезжая "на дело" уведомлять об этом все структуры в системе и блокировать доступ компании к своим данным, поданным (или не поданным) ранее.
Cам пункт

Не допускается внесение в информационную систему мониторинга изменений, касающихся ранее представленных участником оборота товаров в информационную систему мониторинга сведений о вводе товаров в оборот, обороте товаров и их выводе из оборота, в период проведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проверки деятельности в сфере маркировки товаров средствами идентификации участника оборота, направившего уведомление об изменении сведений.

Оставь свой отзыв

Оставить отзыв