Меню

1.1. Что такое маркировка? Какая она бывает?

Маркировка в понимании цифровой экономики - это поштучный учет всех товаров, произведенных или ввезённых на некоторую ограниченную территорию. В рамках данной группы статей под территорией следует понимать территорию Российской Федерации (в частности) и границы стран, входящих в ЕАЭС (в целом).

В 2019-2020 гг. произошел расцвет систем маркировки, учета и прослеживаемости товаров. Есть проекты большие и сложные (например, Меркурий или Честный знак), а есть "простенькие" и скромные, которые проходят незаметно для большинства граждан (например, маркировка рыболовных сетей). Цель любой маркировки - встроиться в цепочку продаж и забрать свою "копеечку". Дополнительный выхлоп проявляется в систематизации продаж и, как следствие, обеление бизнеса, а значит и повышение налоговых сборов. Во всяком случае, именно это является основным плюсом систем прослеживаемости и маркировки с точки зрения государства. Произойдет ли это по факту, - кажется это мало кого интересует. Ощутить результат можно будет только через некоторый промежуток времени, а по его прошествии откатить ситуацию назад будет практически нереально. Слишком много денег вкладывается в эти проекты.

Для понимания, на самом старте системы маркировки "Честный знак", ВЭБ.рф и Газпромбанк подписали обязательства по инвестированию 24,2 млрд рублей (2019 год). А сами акционеры ЦРПТ заявили об инвестициях в размере 220 млрд рублей за 15 лет. Однако, "Честный знак" не единственная система маркировки и прослеживаемости. Их несколько на территории РФ и все они зависят от товарных групп. Есть маркировка сырья, а есть готовой продукции. Есть маркировка алкоголя и шуб, которые уже набили оскомину за 2020 год.

Кстати, в конце 2020 года был запущен эксперимент по еще одному виду контроля за бизнесом: документальная прослеживаемость за импортом. Эксперименты эти - одно из гениальных ноу-хау современного законотворчества. Сначала разрабатываются законы и правовая база, затем разрабатывается необходимое программное обеспечение, на основе которого будет реализовываться контроль. Затем громко озвучивается добрая весть о том, что с такой-то даты начинается эксперимент. Само собой, он добровольный и никто никого не принуждает в нем участвовать. Однако, крупные компании помимо того, что имеют ресурсы для участия, еще и имеют риски от неучастия. Поэтому некоторый пул компаний (в основном производители и крупный опт) сразу набирается. Затем эксперимент проводится в двух параллелях:

  • физически, когда компаниям необходимо покупать оборудование и ПО, тестировать их и принимать решения о том, как они будут менять свои бизнес-процессы и сколько это будет стоить
  • виртуально, когда Оператор маркировки или системы прослеживаемости оценивает результаты экспериментов и выносит свой вердикт на обсуждение с Правительством или заинтересованными контролирующими ведомствами.

По итогу эксперимента, готовы все - кроме бизнес-сообщества. Тогда начинается следующий этап - информационная поддержка. В СМИ разгоняется информация о том, как много фальсификата и контрафакта на рынке. Подсвечиваются истории задержания недобросовестных коммерсантов и даются решения по борьбе с их деятельностью. Все решения, конечно, сводятся к одному - необходимости запуска соответствующей маркировки.

Затем, чтобы нивелировать негативные коннотации со стороны несогласных, заранее озвучиваются ответы на сложные вопросы. Так как подготовка к маркировке включает несколько аспектов, то выбирается самый дешевый и озвучивается, что затраты на подготовку смешны и конечный потребитель ее на себе даже не почувствует, зато преимуществ у маркировки - огромное количество. В целом, стратегия понятная - сначала нужно создать проблему, а затем предложить ее решение.

Конечно, у маркировки есть преимущества. Ключевое, на наш взгляд, - систематизация. Ее очень не хватает микро-, малому и даже иногда среднему бизнесу. Такие структуры зачастую строятся изначально на энтузиазме и компетенциях основателей, а после некоторого развития начинаются буксования, и фирма упирается в так называемый стеклянный потолок, когда есть возможность для расширения, но операционные задачи с головой поглощают персонал.

Дополнительным плюсом можно отметить развитие смежных отраслей. Тех же кассовых аппаратов, систем учета товаров, да и в целом бизнес-процессов. Как бы там не было, они меняются, где-то упрощаются, развиваются. К сожалению, это развитие основывается на затратах коммерсантов. Мало того, что все оборудование и программное обеспечение нужно купить, установить, настроить и взаимосвязать, так еще нужно менять бизнес-процессы, по сути, из-под палки в короткие промежутки времени. Сейчас "на дворе" спад экономики. Некоторые официальные лица возможно сказали бы, что это стагнация с позитивным прогнозом, но как это не назвать, в любом случае факт заключается в том, что средний чек падает, маржа снижается, конечный потребитель просит больше скидок и бесплатных услуг, а государство требует изменений, требующих капиталовложений.

Поэтому выводы безутешны. Маркировка и прослеживаемость ведут к укрупнению рынка. Следовательно, повышается порог входа для новых и молодых компаний, снижается конкуренция. Повышается конечная цена. Богатые становятся богаче, а бедные беднее. Всё, как всегда. Далее мы широкими мазками посмотрим на разные системы маркировки и прослеживаемости, а затем перейдем непосредственно к пониманию бизнес-процессов.

Оставь свой отзыв

Оставить отзыв